Для слабовидящих

Телефон доверия

для сообщения о фактах коррупции:
(8782) 26-45-15
Нажмите сюда для получения дополнительной информации

«Горячие линии»

Управление государственного жилищного надзора КЧР: (8782) 26-10-18
Обратная связь
_______________________
Министерство строительства и жилищного-коммунального хозяйства КЧР: 8-800-200-27-37, (8782) 26-58-29, 26-28-04, 26-73-48, 26-74-10

О порядке расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества в многоквартирном доме

Сам факт переноса платы за общедомовые нужды в жилищную услугу не должен быть на сегодняшний день для кого-то новостью – закон вступил в силу уже более полутора года назад ФЗ 176-ФЗ от 29.06.2015г. Но с того момент возникает огромное количество вопросов  –  как правильно этот переход реализовать.

Частично понимание появилось в июле месяце  2016  года, когда потребление на ОДН во всех случаях ограничили нормативами  –  внесли изменения в 354-е правила предоставления коммунальных услуг, а также были внесены изменения в постановление правительства № 124 в части порядка заключения договоров.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498  «О вопросах  предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» определено:

  1. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации: — в течение 10 календарных дней после вступления в силу постановления (то есть до 11.01.2017) опубликовать в официальных печатных СМИ, а также разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о продолжительности отопительного периода, которая была использована для определения в установленном порядке нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период;

— не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений постановления. До утверждения указанных нормативов потребления, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

В настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике сложилась следующая    основная схема начисления платы гражданам за жилищные и коммунальные услуги.

Ресурсоснабжающие организации  (далее  –  РСО)  в полном объеме выставляют плату за коммунальные услуги по индивидуальному потреблению напрямую собственникам и жителям МКД.

Управляющие организации  (далее  –  УО)  выставляют исключительно плату за содержание и ремонт жилого помещения. Данная схема в рамках действующего законодательства не приемлема и с 1 января 2017 г. применяться не может.

 

Схема договорных отношений между РСО, УО и потребителями, которая настоятельно рекомендована Минстроем России в части перехода к прямым договорам между потребителями и РСО в части объема потребления коммунальных услуг в квартирах следующая:

Ресурсоснабжающая организация выставляет все индивидуальное потребление напрямую потребителям, объем остального коммунального ресурса  (далее  –  КР)  по ОДПУ выставляется УО, которая в свою очередь распределяет его между потребителями в пределах норматива через плату за содержание жилья.

Факт отсутствия такого договора не дает оснований РСО  начислять плату за стоимость ресурсов на обслуживание мест  общего пользования напрямую жителям. Такая плата может быть предъявлена только  УО.  На сегодняшний день Минстрой России определяет в качестве приоритетной модели заключение прямых договоров между РСО и потребителями, но исключительно в части индивидуального  потребления, а в части потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества МКД – между РСО и УО. Такой договор будет включать в себя, в том числе, информационный обмен между РСО и УО по индивидуальному потреблению граждан со стороны РСО в сторону УО, а также по площадям мест общего пользования и показаний приборов ОДПУ в отношении РСО от УО.

Кроме того, при наличии такого договора УО вправе начислять повышающие коэффициенты гражданам, не имеющим индивидуальных приборов учета, а денежные средства от их применения направлять на энергосбережение дома.

Таким образом, УО получают стимул с одной стороны не допускать убытки от сверхнормативных потерь, с другой стороны  –  получать дополнительную прибыль в случае существенного уменьшения платы  на ОДН ниже норматива.

Ранее УО, как правило, не занимались решением данной проблемы, в связи, с чем плата за ОДН зачастую превышала все мыслимые пределы. Это было связано с тем, что УО фактически не отвечала за то, сколько граждане заплатят за электроэнергию и воду в местах общего пользования.

В разъяснениях Минстроя предлагается две схемы договорных отношений:

Исходя из норм действующего законодательства и разъяснений Минстроя в итоге возможны к применению только две модели возможных договоров при способе управления – УО, ТСЖ, ЖСК.

—  на покупку КР  для  обслуживания мест общего пользования  (далее  – МОП): когда РСО выставляет плату напрямую  потребителям   за индивидуальное потребление, а объем КР на  обслуживание МОП управляющей органи

зации, которая в свою очередь распределяет ее между потребителями в пределах норматива в рамках платы за содержание жилья.

— на покупку всего объема КР когда: весь объем КР выставляется РСО в адрес УО по общедомовому прибору учета, а УО выставляет потребителям плату за индивидуальное потребление и за содержание мест общего пользования в плате за содержание жилья в пределах норматива.

Второй вариант таит в себе несколько серьезных рисков от которых  хотят уйти и ресурсоснабжающие организации и управляющие, а именно:

—  Риск для РСО — непередача собранных УО с жителей денежных средств в РСО в срок или непередача таких средств вовсе после накопления задолженности с последующим банкротством, хотя  в отношении УО такой риск ниже за счет лицензирования, а с ТСЖ все остается  по-старому – риски для РСО достаточно высокие.

—  Риски для УО  –  большие небалансы из-за необходимости передавать весь объем денежных средств, собранных с жителей за коммунальные услуги ежемесячно (при этом необходимо привлекать дополнительные средства для уп

латы разрывов, появившихся за должников), кроме того возникают дополнительные затраты связанные с необходимостью активной работы с должниками, появляется увеличение налоговой нагрузки на УО в связи с получением денежных средств за поставку коммунальных услуг гражданам  –  при этом без получения дополнительного дохода и возможный вынужденный уход с упрощенной схемы налогообложения.

 

В соответствии с жилищным законодательством  схема  договорных отношений при непосредственном способе управления или нереализованном, невыбранном способе управления  является  исключением  из правил, при котором РСО имеет право выставлять плату за ОДН напрямую собственникам — выставляя плату за индивидуальное  потребление в полном объеме и за ОДН исключительно в пределах норматива.

 

Для расчета размера платы за ОДН в каждом отдельном МКД площадь помещений, относящихся к общему имуществу в  МКД, определяется исключительно в соответствии с технической документацией  на многоквартирный дом, в первую очередь техническим паспортом. Площадь мест общего пользования для начисления платы за ОДН по холодной воде, горячей воде и отведению сточных вод  –  указана в пункте 27 Приложения № 1 к Правилам № 306,  т.е. без учета чердаков, подвалов.  А по электроэнергии в целях обслуживания общего имущества  —    площади указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ (с учетом чердаков, подвалов). Других вариантов законодательством не предусмотрено. Для  расчета размера платы за ОДН  необходимо брать площади, которые указаны в техническом паспорте и умножать их на норматив, установленный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

 

При первоначальном включении расходов на оплату мест общего пользования в состав платы за содержание жилья общее собрание собственников не требуется, что предусмотрено 176-ФЗ, но только один раз, любое дальнейшее изменение платы требует проведения общего собрания собственников.

В случае если после такого изменения платы гражданин будет не согласен с размером платы за содержание жилья и обратится в инспекцию, то при проведении проверки будут запрошены документы, подтверждающие площади мест общего пользования. При отсутствии таких документов, либо отсутствие в них таких площадей будет выдано предписание  о перерасчете размера платы потребителю и не выставлению повышенной платы до тех пор, пока технический паспорт не будет актуализирован или получен.

 

При направлении платежного документа на внесение платы за содержании жилья в этом платежном документе необходимо в графе плата за содержание жилья указать одной строкой размер платы с учетом включенных нормативов на норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, а также  справочно указать размер платы на содержание общего имущества по каждому виду ресурса.

На оборотной стороне квитанции необходимо подробно информировать потребителей о произошедших изменениях, а также указывать номера телефонов, по которым потребитель будет иметь возможность получить более подробную информацию.

—  Что касается платежного документа за коммунальные услуги за январь месяц, то там должны исчезнуть строки за коммунальные услуги ОДН.

—   Исключение — это дома в непосредственном управлении или где способ

управления не выбран или не реализован.

 

Отдельный вопрос, который многократно поднимался в последнее время  отсутствие мотивации собственников предпринимать меры в рамках энергосбережения в доме, т.к. жителям в любом случае начисляется плата не выше норматива по ОДН. Необходимо понимать, что мероприятия по установке энергосберегающих ламп, датчиков движения, систем автоматического снятия показаний ИПУ далеко не всегда дают эффект по реальному снижению объемов ОДН, т.к. в основном реальными причинами сверхнормативных ОДН бывают незаконно проживающие без регистрации граждане, потери в сетях, незаконные подключения к общедомовым сетям – с чем жители самостоятельно бороться не могут.

Вместе с тем, если необходимы мероприятия по энергосбережению, которые не могут быть проведены в рамках текущего ремонта,  собственники могут быть мотивированы УО в части последующего снижения платы за содержание жилья  –  таким образом можно провести общее собрание собственников по вопросу проведения мероприятий по энергосбережению с порядком оплаты, а за счет проведения этих мероприятий рассмотреть вопрос о снижении платы за содержание жилья.

В свою очередь УО мотивированы проводить мероприятия по энергосбережению за счет средств текущего ремонта, своевременный ремонт и устранение утечек на инженерных сетях, незаконные подключения к сетям, а также заниматься выявлением незаконно проживающих граждан и другие меры в рамках действующего законодательства. Причем проведение этих мероприятий обусловлено не только мотивацией в части минимизации убытков, но и в части получения дополнительных денежных средств на содержание дома или в итоге в доход организации.

Комментарии запрещены.